ПЛАНИРОВАНИЕ В СУДОРЕМОНТЕ
Сначала разрешите поблагодарить
читателей рубрики "Судостроение и
судоремонт" за неравнодушное отношение к
темам, поднятым в предыдущих статьях. Благодаря
вашим отзывам мы не теряем надежду на
восстановление порядка на флоте и в сфере
обслуживания судов.
Предлагаем в этом году начать
дискуссию по теме планирования в судоремонте.
Так, как с вопросами подготовки сметной
документации на ремонт флота мы уже в некоторой
степени ознакомились, то наступило время перейти
к подробному обсуждению себестоимости
судоремонта.
В данной области новых документов по
организации планирования не принято, а методики
прошлых десятилетий разрабатывались под Госплан
СССР, возможно, лишнее напоминание об этом
поможет сформировать новое направление в
системе планирования судоремонтного
производства.
Как мы уже упоминали, для подготовки
договоров на ремонт судна требуется
предварительный расчет стоимости работ по
заявочной ремонтной ведомости и сводная
калькуляция. А в этом документе необходимо
указывать суммы дополнительных затрат и
накладных расходов. Для того, чтобы подготовить и
рассчитать накладные расходы, требуется вести их
постоянный учет. Система ведения учета
неразрывно связана с четкой организацией
определения формы учета, которая и является
основой планирования деятельности любого
предприятия, составления текущих и
перспективных планов.
Мы попробуем рассмотреть не саму
методику разработки плана, а то, как к этой
методике подойти, и что для этого мы имеем.
Другими словами, на сколько готовы предприятия к
ведению системы планирования в зависимости от
того, как поставлена на них система учета и
отчетности, и, вообще, необходимо определиться,
какая форма учета действует на производстве.
В основе любой организации
производства должен существовать, и у многих
существует, определенный порядок приема и
регистрации заказов, соответствующий
требованиям общеотраслевых или собственных
нормативных документов, внутренних положений и
инструкций. Если таковые документы отсутствуют,
то они должны разрабатываться, утверждаться и
приниматься в исполнение сотрудниками этих
организаций и предприятий. В них прописывается
строгая последовательность действий
сотрудников по оформлению необходимых плановых
и отчетных документов, заполнению определенных
форм и движению этих документов по
подразделениям для дальнейшей обработки.
Система позаказного учета в судоремонте
Практика показывает, что на любом
заводе или БТО принятые заявки фиксируются либо
в специальном журнале, либо в обычной
"амбарной книге". И эти данные передаются в
службы предприятия для дальнейшей работы. В
первую очередь извещается бухгалтерия, склад,
производственные цеха и участки.
На первый взгляд, достаточным было бы
информировать подразделения о названии объекта
или судна, краткой характеристике работ, дате
приема заказа в производство. После чего можно
было бы начинать сбор данных, вести обработку
плановых и фактических затрат. Но судоремонту
присущи многие факторы, влияющие на постоянное
изменение показателей. Так же часто возникает
необходимость решения по приему дополнительных
заказов (работ) по уже принятым объектам, при этом
характер выполнения работ может отличаться от
основных заказов.
Для ведения сбора и обработки
информации по финансовым, материальным и людским
ресурсам на ремонтируемых объектах
судоремонтное предприятие (СРП) использует
позаказной метод учета.
В подтверждение сказанного, посмотрим,
какая система учета действовала на СРП,
сравнивая сложившееся положение с текстом
"Инструкции по планированию, учету и
калькулированию себестоимости продукции на
промышленных предприятиях Министерства
морского флота" (1972 г.)
"…Методы
учета затрат и калькулирования фактической
себестоимости продукции (стр.75)
101. В зависимости от вида продукции, ее
сложности, типа и характера организации
производства на промышленных предприятиях в
учете затрат на производство применяются
следующие основные методы учета и
калькулирования себестоимости фактической
продукции: нормативный, попередельный и
позаказной.
Учет затрат на производство и калькулирование
фактической себестоимости продукции
осуществляется централизованно главной
бухгалтерией предприятия в разрезе цехов...
108. Позаказной метод учета затрат на
производство и калькулирование себестоимости
продукции применяется в индивидуальном и
мелкосерийном производствах сложных видов
продукции, а также при производстве опытных,
экспериментальных, ремонтных и т.п. работ.
При индивидуальном и мелкосерийном
производствах применение этого метода должно
сочетаться с использованием основных элементов
нормативного учета.
В соответствии с видами продукции, ее сложностью,
типом и характером организации производства на
промышленных предприятиях морского флота в
учете и калькулировании фактической
себестоимости продукции применяется позаказной
метод учета в разрезе калькуляционных статей и
цехов, при этом при мелкосерийном производстве
объектов судостроения, машиностроения и
сменно-запасных частей позаказной метод учета и
калькулирования фактической себестоимости
должен сочетаться с использованием основных
элементов нормативного учета (своевременное
выявление отклонений от норм и учет изменений
норм).
109. При позаказном методе объектом
учета и калькулирования является отдельный
производственный заказ, выдаваемый как на
отдельные объекты изделия, виды работ и услуг,
так и на группы однородных объектов (изделий).
Фактическая себестоимость продукции,
изготовляемой по заказу, определяется после его
выполнения…"
Содержание данного текста вполне
применимо и к действующей организации системы
учета. Делаем вывод, что на предприятиях, занятых
судоремонтом ведется позаказной учет. Значит,
стоит придерживаться и ориентироваться на
содержание остальных положений данной
Инструкции. Соответственно, методы расчета
себестоимости и формирования накладных расходов
могут быть использованы из этого же документа.
Возможно, это поможет создать действительно
приемлемую финансово-экономическую политику
современных предприятий.
Если
материал данной статьи вызывает у читателя
интерес, мы готовы в следующих выпусках давать
выдержки из вышеуказанной Инструкции и
действовавших ранее Положений с комментариями
для обсуждения их преемственности.Судоремонт
характеризуется большим многообразием работ,
номенклатура которых исчисляется десятками
тысяч производственных операций. В отличие от
других видов производства промышленной
продукции, судоремонт не имеет натуральной
единицы измерения, что усложняет планирование и
анализ себестоимости.
ГЛАЗЫРИН Ю.А.
|