СМЕТЕ -
ФЛОТСКИЙ ПОРЯДОК
(продолжение; начало
см."Флотэксперт" №5-2005)
В предыдущей статье
мы рассмотрели предложение по использованию
классификации разделов и комплектов работ
"Типового прейскуранта" и формирования на
его основе "Прейскуранта предприятия".
Нет необходимости включать в
прейскурант полное описание работ.
Пооперационное выполнение работ раньше
описывалось в Приложении к Прейскуранту
("Характеристики условий…"), в самом же
нормативном документе присутствовало только
краткое содержание работ в одну-две строки и код.
По коду сметчики ориентировались
достаточно просто и уверенно. Первая цифра -
раздел, первые три - комплект. И наоборот, по
содержанию указанных работ в пункте заявочной
ремведомости (РВ) определялся раздел, указанный
механизм в РВ сверялся с Приложением для
определения номера комплекта, а результаты
дефектации сверялись с содержанием полного
описания работ по этому комплекту. В результате
чего в Прейскуранте выбиралась подходящая
запись или группа записей, по содержанию
соответствующих наименованию работы в РВ.
В тексте краткого описания работ по
Прейскуранту, можно использовать уточняющую
информацию о самом комплекте, диапазонах
технических данных, месте расположения, методах
ремонтных работ, условиях работ и т.п.
Если работа может иметь множество
различных условий, отличающихся от оптимальных,
тогда такие отклонения сводятся в примечания, и
для расчетов не обязательно применять прямые
нормы. Любые отклонения регулируются
коэффициентом, повышающим или понижающим
оптимальный норматив.
Что выбрать за основу для расчетов, нормо-час
или рубль?
Во времена жесткого планирования при
Коллегии Министерства Морского Флота была
создана комиссия, разработавшая ряд мероприятий
по созданию единой нормативной базы для
судостроительной и судоремонтной отрасли. В эту
комиссию были включены ведущие специалисты
министерства, пароходств, судостроительных и
судоремонтных заводов, входившие в состав ММФ
СССР.
В министерстве приняли решение о сборе
информации по типовым работам со всех
подведомственных ММФ заводов и приведении их в
соответствии с нормами выработки на единицу
объема. Был проделан титанический труд по
анализу и параметрическим расчетам трудозатрат
более двадцати СРЗ, разработаны и утверждены
нормативные документы. В этих документах учтены
все особенности каждого предприятия,
позволяющие применять собственные нормативы,
региональные условия и экономические
обоснования. Но искажать или безосновательно
изменять норматив категорически запрещалось
инструкциями. В основе расчетов стоимости работ
по прейскуранту был использован нормо-час,
исходные данные для которого получили от
заводов. Тариф был усреднен и установлен по всему
Советскому Союзу в размере 3,5 рубля.
Именно эти нормы применяют сегодня на
заводах для определения предварительной
стоимости судоремонтных работ, и именно их
используют при арбитражных спорах по
фактическому освоению средств и оплате
выполненных работ. Ведь, при сегодняшней
организации труда и используемых технологиях
средняя продолжительность работ в нормо-часах за
последние 20 лет мало изменилась. Растет только
тариф и накладные расходы, которые надо уметь
правильно рассчитывать и защищать исполнителю.
Дополнительные (не учтенные) работы
изменяют объем и стоимость ремонта. Ранее
существовало строгое положение, указывающее что
дополнительные работы при согласовании
стоимости должны расцениваться с применением
коэффициента 2,5. Причина проста: исполнитель
должен был выполнять работы без предварительной
подготовки производства к ним, а это требовало
дополнительных затрат. К сожалению, сейчас
многие вынуждены принимать дополнительные
работы без применения этого условия. Они или не
знают о его обязательности или стараются не
портить отношений с заказчиком.
В "Общих указаниях" по применению
единых нормативных документов отслеживается
строгая система, позволявшая содержать в
исправном техническом состоянии и развивать
флот великой морской державы.
Бессистемный подход к процессу
подготовки расчетных данных сметной
документации влечет за собой постоянные
отвлечение сил и средств; дезорганизацию в
подготовке производства; срывы сроков
согласования и выполнения работ. В конечном
итоге это может привести к разрыву отношений
между судовладельцем и судоремонтным
предприятием.
В 2006 г. на страницах журнала мы можем
продолжить обсуждение важных, на мой взгляд,
вопросов по сметообразованию:
Что удобнее: нормо-час или рубль?
Что выгоднее, а что правильнее?
Где и как учесть накладные расходы?
Что делать с расцеховкой работ?
Как учитывать в смете расход материалов?
ГЛАЗЫРИН Ю.А.
|