Компания Атолл

Статья в журнале ФЛОТЭКСПЕРТ N2 2006г

<< главная

ФЛОТЭКСПЕРТ N2 2006г

N1 2008

N1 2007
N2 2007
N3 2007
N4 2007
N5 2007
N6 2007

N1 2006
N2 2006
N3 2006
N4 2006
N5 2006
N6 2006

N5 2005
N4 2005

N1 2004
N2 2004
N3 2004
N4 2004
N5 2004
N6 2004

N3 2003
N4 2003
N5 2003
N6 2003
N7 2003

Публикации

СУДОСТРОЕНИЕ И СУДОРЕМОНТ

СМЕТЕ - ФЛОТСКИЙ ПОРЯДОК
(продолжение; начало см."Флотэксперт" №5-2005, №1-2006)

    Если посмотреть в прейскуранты и нормосборники прошлых лет для судоремонтных работ, мы увидим безусловное применение в них в качестве основного расчетного показателя нормативную трудоемкость, измеряемую в нормо-часах.
    В этих документах указанный показатель взят на основании опытных норм, технологических карт и технических указаний на производство ремонтных работ, где четко расписывался состав исполнителей по квалификациям специальностей и разрядной сетке. Кроме того, на производительность труда влияют применяемые технологии, оборудование и инструменты. Так как на каждом предприятии работы по восстановлению технических параметров судовых устройств и систем выполнялись с применением различных технологий, но результат должен был соответствовать одним и тем же параметрам, то нормативы на выполнение одинаковых работ, естественно, отличались по каждому судоремонтному предприятию (СРП).
    Для приведения к типовым или унифицированным калькуляционным нормам выводилось среднее значение нормо-часа и рекомендовалось использовать поправочные коэффициенты на технические параметры, условия выполнения работ (территориальные, климатические и т.п.), характеризующие отклонения от принятых нормальных условий.
    Как видите, о стоимости самих работ речи не шло. Причина тому - применение различных форм финансово-экономической системы управления предприятий.
    Только в период перехода к хозрасчетной системе стали делать упор на стоимость работ. И в Прейскурантах трудоемкость (нормо-час) была заменена на отпускную цену (рубль).

Что удобнее: нормо-час или рубль?
    Рубль понятней - не надо перемножать на непонятные для судовладельца переводные коэффициенты, накладные, тарифы и прочее. В рубле уже все присутствовало, пусть даже он и назывался по-разному. На заводе, при распределении работ сметы по цехам, фигурировал уже не простой рубль, а рубль НСО (нормативная стоимость обработки). Для исполнителя, рабочего или мастера участка это становилось постоянной головной болью, ведь в НСО была заложена не только зарплата, но и материалы, цеховые и заводские расходы. Их доля постоянно менялась распоряжениями экономического отдела. В смете появился другой рубль - сметная стоимость работ. Она отличалась от отпускной стоимости, у которой был собственный рубль (на три рубля с лишним дешевле сметного). Молодым специалистам без специальной экономической подготовки или подробных консультаций со "стариками" разобраться во всем этом было совершенно невозможно. Например, главное, что лично я тогда усвоил: понятие "сметная стоимость" применялось только на диспетчерских совещаниях и в различного рода справках для экономистов. В бухгалтерской отчетности фигурировала только "отпускная цена". Значит, юридической силы "сметная стоимость" не имела. Но с ней было удобно работать экономистам: рассчитывать плановые показатели, составлять сводные отчеты, выводить новые поправочные и сметообразующие коэффициенты для подразделений предприятия.
    Некоторые предприятия стали показывать в своих сборниках цен стоимость работ в долларах США. Сегодня, как пишут мне читатели статей, применяется уже и собственная валюта, например, в Украине - гривна. Такой подход, наверное, более правильный и понятный для потенциального заказчика на судоремонтные работы.

    Приведу фрагмент моего ответа читателю на вопрос: "…если мы откажемся от расчета трудоемкости в нормо-часах, то каким образом будем считать себестоимость отдельных заказов и анализировать рентабельность?"
    Следует отметить тот факт, что основным критерием для расчета стоимости в рублях, долларах, гривнах или гульденах является действующий на предприятии тариф, умноженный на тот самый нормо-час (время, затраченное на выполнение конкретной работы).
    А уж, как быстро или медленно выполняет данную работу рабочий или бригада, зависит от профессионализма; технологического, административного и материального обеспечения производства; и не в последнюю очередь, от производственной дисциплины. На это существует (или должна существовать) нормативная база, то есть комплект организационно-руководящих документов, начиная с положения о самом предприятии и заканчивая должностными инструкциями каждого работника. Об этом хорошо сказано в Стандартах Системы менеджмента качества ИСО 9001-2001 (пусть слова и не русские, но полезные для всех).
    Как-то я приводил пример выяснения стоимости замены изоляции переборки в реф.отделении по одной из смет, когда на эту работу завод установил очень высокую стоимость. Разделили ее на согласованный тариф и получилось, что 7 кв.м изоляции надо было менять 72 часа, т.е. почти две недели. Таким образом, стоимость ремонта судна поднимали увеличением стоимости работ, и дело доходило до абсурда. А на самом деле, 7 кв.м изоляции меняют за два дня! Вопрос: за что же платить? За работу, за разгильдяйство и простои рабочих, за ковровые дорожки в управлении? Естественно, что судовладелец начинает задавать эти вопросы, пусть даже после ремонта, он же все видит сам. И потому, на следующий раз он ставит свой флот туда, где есть порядок. Для нашего региона это уже - Китай, Сингапур, Ю.Корея или Вьетнам.
    Так что и в ваших прейскурантах в основе расчета стоимости тоже присутствует нормо-час. Правда, только в первоначальном Прейскуранте 26-05-24 (1991 г.). Позже в дополнение к нему вышел сборник Трудоемкость (1995 г.) как пояснение (откуда ноги растут), а состав работ, расписывался в Характеристиках (Приложение к прейскуранту) - об этом я рассказывал в предыдущих статьях.
    Какой бы ни была инфляция, и как бы ни менялась цены на продукты питания, бензин, хлеб, сварщик не сможет заварить шов на обшивке судна в три раза быстрее, а маляр очистить и окрасить 3000 кв.м за два часа. Отсюда стоит сделать вывод: базой для расчетов стоимости работы (без учета материалов) остается нормо-час. Возможно УкрНИИМФ прав, что ориентируется на рыночные цены, и предпочитает считать все в долларах. Так удобно. Но готовы ли предприятия к конкуренции с Германией, Норвегией или Финляндией? Вы их спросили? И что будет с долларом ближайшие пару-тройку лет?

Что выгоднее, а что правильнее?
    Отслеживать трудоемкость во время перехода на рыночные цены стало неудобно - проще набирать работы подороже. Дешевые позиции просто исключались заводом или отдавались субподрядчикам (о качестве можно не говорить). Похоже, и сегодня коммерческая деятельность СРП на том же пути.
    Но для судна главное - обеспечение живучести в соответствии с Требованиями Морского Регистра Судоходства. И стоимость работ отходит на второй план, уступая приоритет Техническим указаниям по эксплуатации и ремонту и соблюдению всех технологических процессов, какими бы они ни были - дорогими или дешевыми. Правильнее - грамотный расчет и гибкое применение тарифов, которые учитывают экономические показатели конкретного предприятия.

    Прошу читателя относится к материалам статей не как к научному труду, а как к обсуждению и размышлению о настоящем и будущем актуальных вопросов отечественного судоремонта.
    На очереди: учет накладных расходов, учет стоимости материалов в смете, расцеховка работ.

 

ГЛАЗЫРИН Ю.А.

Top.Mail.Ru