Компания Атолл

Статья в журнале ФЛОТЭКСПЕРТ N4 2006г

<< главная

ФЛОТЭКСПЕРТ N4 2006г

N1 2008

N1 2007
N2 2007
N3 2007
N4 2007
N5 2007
N6 2007

N1 2006
N2 2006
N3 2006
N4 2006
N5 2006
N6 2006

N5 2005
N4 2005

N1 2004
N2 2004
N3 2004
N4 2004
N5 2004
N6 2004

N3 2003
N4 2003
N5 2003
N6 2003
N7 2003

Публикации

СУДОСТРОЕНИЕ И СУДОРЕМОНТ

СМЕТЕ - ФЛОТСКИЙ ПОРЯДОК
(продолжение; начало см."Флотэксперт" №5-2005, №1...3-2006)

    Учет стоимости материалов в смете
    Как-то с коллегами-судоремонтниками мы обсуждали предварительную стоимость ремонта судна и ее формирование, и один из собеседников с задором заявил: "Нет проблем! Поторговались и договорились о конкретной сумме. А дальше - сами разберемся и деньги распределим куда надо." Просто замечательно! Это рынок.
    Возможно, для малых частных предприятий и частных судовладельцев с небольшим количеством судов и большой прибылью, такая схема договоренности вполне приемлема. Проблемы, возникающие перед завершением ремонтных работ, точнее, проблемы с превышением затрат, решаются путем уточнения причин и документальным подтверждением. Каждая из сторон об этом знает и готова идти на убытки в случае конфликта.

    А что происходит на больших предприятиях и в крупных судоходных или рыболовных компаниях?
    Во избежание конфликтных ситуаций они стараются как можно тщательней подготовить документацию на ремонт. Предварительный расчет формирует сумму лимита, которую судовладелец включает в бюджетный план. Перерасход лимита на ремонт и обслуживание судов влияет на снижение финансовых показателей других бюджетных статей (снабжение, зарплата, фонд развития, премиальный фонд и т.д.).
    Судоремонтное предприятие (СРП) также заинтересованно в более качественном предварительном расчете заявочной ведомости. Ведь неоправданно завышенная сумма отпугнет заказчика, а заниженная расценка может стать серьезной причиной срывов работ.
    Неприятности не нужны ни тем, ни другим.

    Что в большей степени влияет на предварительную и фактическую стоимость ремонта?
    Попробуем разобраться.
    Ещё раз повторим, из чего состоит отпускная (контрактная) стоимость ремонта судна.
    Стоимость работ + Стоимость материалов, СЗЧ и полуфабрикатов с учетом транспортно-заготовительных работ + Стоимость контрагентских услуг + Накладные расходы и все это, умноженное на Контрактный (Договорной) коэффициент.
    В большинстве случаев при заключении контракта стороны учитывают возможность изменения фактической или окончательной стоимости ремонта судна. Это связано с результатами заводской дефектовки, включением дополнительных неучтенных и сопутствующих работ, изменением рыночной стоимости материалов и СЗЧ, погодными условиями, влияющими на продолжительность стоянки судна в ремонте и т.п.
    Если по формированию и расчету сметной стоимости работ (зарплаты рабочих) и накладным расходам СРП мы с вами уже что-то выяснили в предыдущих статьях, то теперь попробуем осветить самую трудную тему в определении стоимости ремонта судна - это стоимость материалов.
    Большое значение в подготовке расчета предварительной сметной стоимости имеет выбор метода определения стоимости материалов - по практическому опыту, по инструкции, как диктует рынок.
    Практический опыт.
    Судовладелец берет за основу ремонтную ведомость (РВ) или смету на предыдущий ремонт судна, где завод уже просчитывал стоимость и работ и материалов. Вносит изменения по объёмам работ и материалов, пропорционально корректируя их стоимость. В лучшем случае применяет повышающий поправочный коэффициент.
    По инструкции.
    Вот что гласит выдержка из "Общих указаний по применению прейскуранта на судоремонтные работы №26-05-24 (заводской), причального и докового тарифов и определению свободных оптовых цен при ремонте судов на СРЗ":
    …"Расход материалов в смете определяется на основании:
- Справочника нормативного расхода основных материалов на единицу параметра прейскуранта №26-05-24;
- Таблиц весов, нормативов расхода и отходов основных материалов, используемых в судоремонте;
- Чертежей, технических указаний, дефектовочных актов;
- Заводских норм расхода материалов.

    В сметы на ремонт судов включается стоимость материалов и покупных изделий по ценам приобретения"...
    Если расценка РВ велась по УКН-ам (Унифицированные калькуляционные нормативы на ремонт судов флота рыбной промышленности МРХ СССР, Ремрыбфлот, ЦКТИС, 1978 г.), то в них для каждой конкретной работы указаны нормы расхода материала, а стоимость также должна определяться по ценам приобретения.

    Как судовладелец должен определить количество и стоимость материалов в РВ?
    Допустим, у него, как в прошлые времена, имеется в наличии прейскурант со всем комплектом сопутствующих справочников и есть вся конструкторская и техническая документация по судну. Имеются, даже, результаты дефектации предыдущего ремонта, где отражены объемы работ на последующие периоды ремонтов.
    И вот, в соответствии с правилами расчета смет, судовладелец определился с объемом основных и вспомогательных материалов.

    А стоимость?
    Надо выписать все материалы из заявочной РВ, взять прайс-листы поставщиков материалов и СЗЧ, выбрать соответствующие позиции и вписать цены в список материалов по РВ, потом перемножить на расход и сложить все вместе. При этом требуется учесть транспортный коэффициент, НДС, поправочный коэффициент для предполагаемого СРП и возможно ещё что-нибудь...

    Заявочная РВ на капитальный ремонт судна подается на заводы, как правило, за 6 месяцев до постановки - как изменится рыночная стоимость материалов у производителей и поставщиков за этот период неизвестно.
    И ещё проблема.
    Завод, в свою очередь, после подписания контракта, готовит производство и материалы в указанных объемах.
    После предварительной дефектовки и согласования выявленных дополнительных объёмов работ увеличивается и контрактная стоимость материалов и СЗЧ. Одной из причин является старение флота. Много судов сегодня имеют возраст более 25 лет. Детали механизмов, конструкций и узлов перешли предельно допустимый срок по износу.
    Пример: старший механик включил максимум работ по механизмам МКО (Машино-котельного отделения) с категорией текущего или среднего ремонта, замену наружной обшивки и палуб заложил предварительно в объеме 50 кв.м., наплавку швов - 10 м. По стоимости смета лимит, определённый судовладельцем, не превысила. Но в положенный период 1/3 ремонта, дефектовка показала необходимость замены 250 кв.м обшивки, 150 метров наплавки швов, а основные механизмы МКО, включая ГД и ВДГ (вспомогательные дизель-генераторы), потребовали перехода по объемам работ в категорию капитального ремонта с дополнительной заменой и изготовлением комплектующих. Расход материалов и их стоимость во много раз превысили плановые показатели. Завод не готовил таких объемов, дополнительные материалы пришлось поставлять в срочном порядке и не по самым низким ценам. Заказчику выставлены счета на дополнительные объемы работ и материалов.
    В таких ситуациях судовладелец выходит за рамки лимита в несколько раз.

    Оперативность учета затрат по материалам в судоремонте, пока не на самом высоком уровне. Это негативно отражается на работе завода, судовладельца и на флоте в целом.
    Возможно, я повторюсь, но такие факты еще не редкость. Когда отремонтированное судно уходит с завода, все документы между судовладельцем и заводом оформлены и закрыты, бухгалтерия через месяц предоставляет отчет по расходу материалов на складе. И в этом отчете фигурируют затраты по закрытым заказам. Иногда данные приходят с двухмесячным опозданием. Для бухгалтерии это нормально. К концу отчетного месяца готовится складской отчет, а еще через месяц свод по бухгалтерским складским проводкам. Вот здесь всплывают, как грибы, огромные, несогласованные с судовладельцем затраты на материалы, которые были использованы в работе. Договориться о возмещении затрат бывает трудно.
    Для недопущения таких ситуаций предприятия переходят на комплексную автоматизацию и используют специализированные промышленные системы автоматизации управления производством, позволяющие учитывать затраты по рабочей силе, материалам, текущим накладным расходам в реальном времени, но это отдельная тема для следующих статей.

    Как диктует рынок.
    Для оперативности предоставления предварительной стоимости ремонта судна исполнитель рассчитывает стоимость работ под фактических рабочих, а стоимость материалов принимается в процентном соотношении к стоимости работ. Это соотношение составляет от 15 до 25 % для БТО или СРП, а для плавающих бригад или малых частных судоремонтных организаций от 50 до 100 % к расчетной величине зарплаты рабочих. В любом случае, по окончании работ судовладелец может получить данные о фактических затратах на использованный материал. Эти данные основаны на опыте работы предприятий, фактическом освоении объёмов, способности договариваться и качественно выполнять договорные обязательства.

    Подведем некоторые итоги.
    Расчет стоимости материалов в смете можно производить тремя способами:
- по фактической стоимости материала;
- по стоимости комплектов материалов (норм расхода) из прейскуранта работ предприятия;
- по процентному соотношению к стоимости работ.
    Учет стоимости материалов в смете и его объёме сегодня вести без использования компьютерных технологий уже невозможно. Бухгалтерский учет материалов у многих поставлен и автоматизирован. Складской учет кое-где ещё требуется привести в соответствующий порядок. Оперативность получения сводных статистических данных по стоимости и объёму материальных затрат является залогом успешного развития любого предприятия, игнорировать этот факт нельзя.

    С рассмотренной темой тесно связан не менее важный вопрос расцеховки работ и материалов, который мы планируем рассмотреть в следующем номере.

 

ГЛАЗЫРИН Ю.А.

 

Top.Mail.Ru