СМЕТЕ - ФЛОТСКИЙ ПОРЯДОК
(продолжение; начало
см."Флотэксперт" №5-2005, №1...4-2006)
РАСЦЕХОВКА
РАБОТ
Для начала разговора на эту тему,
следует задаться некоторыми вопросами:
- кому и зачем нужна расцеховка работ ремонтной
ведомости?
- в какой момент при составлении заявочного
перечня работ или ремонтной ведомости требуется
расцеховка?
- нужна ли расцеховка для предварительного
расчета сметы на ремонт судна?
- и что, собственно, значит понятие - расцеховка?
Все, что обсуждалось в предыдущих
материалах, еще не дает полной картины
составления действительно качественной
ремонтной документации на всех этапах ее
подготовки.
Во времена плановой экономики
социалистического строя вся работа любой
промышленности была четко расписана в
нормативных документах. В системе технического
обслуживания флота учитывались все ресурсы:
собственные силы судовладельца, его БТО и
судоремонтные заводы. Для оперативного учета
текущей загрузки этих подразделений и
перспективного планирования требовалась
упорядоченная система отчетности.
Следовательно, принимался большой комплекс мер в
этом направлении, от разработки форм технической
документации и правил их оформления до введения
классификаторов. Для статистической отчетности
предприятий судовладельцев и смежных
предприятий, в том числе судоремонтных, была
разработана система общеотраслевых
классификаторов. Каждое министерство вводило
собственные классификаторы
технико-экономической информации для АСУ [1].
В рекомендованных для подготовки РВ
формах появились поля, которые личный состав
судна, технические службы пароходств просто
игнорировали и не заполняли. Эти поля
предназначались для цехов и специальностей
исполнителя работ. Да и откуда старший механик
мог знать, из какого цеха и какой специальности
должен быть "дядя Вася", который будет
ремонтировать гидроцилиндр твиндечной крышки?
С другой стороны, используя полный
комплект нормативной документации
(прейскуранты, сборники, типовые ремонтные
ведомости, приложения к ним) [2], после долгих
трудов, требуемые колонки можно было заполнить.
Возникает вопрос – зачем и для чего? Если для той
судоремонтной базы, которая имеет структуру
подразделений, соответствующую тем же
нормативным документам, то это облегчит им
работу по подготовке калькуляции работ в смете, а
если такого организационно-технического
соответствия нет, то время стармех потратил зря.
У наличия информации о профессии
исполнителя работ были и положительные стороны.
Работы по РВ можно было рассматривать не только
для одного предприятия-исполнителя, но и
передавать часть работ другому предприятию,
заранее определившись со специализацией.
Несложные или не требующие высокой квалификации
работы личный состав мог определить как
саморемонт, т.е. выполнить своими силами [3].
Но как в прошлые годы, так и сейчас, РВ
предприятия получают не расцехованными.
Расцеховка – это процедура
определения цеха-исполнителя, которая
производится при приемке судна в ремонт на
совещании, где присутствуют представители
экипажа судна, судовладельца и судоремонтного
предприятия. На этом совещании зачитывается
каждый пункт РВ. Если вопросов по работе из РВ не
возникает, то завод (или БТО) сразу определяет
цех. Если работа в РВ (пункт РВ) описана не
полностью, или требуются уточнения, то по ней
определяют процедуру дефектовки и подключают
технологов. Они, в свою очередь, определяют какие
работы необходимо выполнить, и какое
подразделение для этого будет задействовано.
На этом расцеховка не заканчивается.
После приемки судна в ремонт и начала ремонта
многие узлы и механизмы демонтируются,
дефектуются, разбираются. Уточняются, выявляются
дополнительные работы [6]. Определяется
необходимость работ по внутризаводской
кооперации, т.е. для восстановления технических
параметров какого-либо механизма задействуются
специальности различных цехов, иногда часть
работ передается на другие судоремонтные
предприятия на условиях договоров субподряда.
Это может зависеть от технического оснащения
подразделений предприятия, наличия инструментов
и оснастки, транспортных средств, рабочих
площадей и помещений, отработанных технологий.
Например, для ремонта вспомогательного котла и
его систем требуются в качестве исполнителей
котельщики корпусного цеха, изолировщики
молярного участка, арматурщики трубопроводного
цеха, автоматчики специализированных
предприятий, и т.д. Для выполнения некоторых
работ может быть востребовано до двух десятков
специальностей различных подразделений
(капитальный ремонт ДВС, холодильных установок,
промыслового оборудования).
В силу того, что стоимость
судоремонтных работ (без учета стоимости
основного материала) связана с величиной тарифа
и накладных расходов исполнителя, судовладелец
вынужден для экономии своих затрат
рассматривать вопросы перераспределения работ
по предприятиям, у которых тарифы и накладные
расходы не самые высокие.
То же касается и вспомогательных
материалов для работ. Если нормосборники имеют
списки материалов под принятые объемы работ для
каждой специальности, то есть возможность
определиться с их поставкой: будет приобретать
материалы судовладелец или исполнитель.
Функции финансового планирования
судоремонтных работ в настоящее время легли на
плечи судовладельца. Это не значит, что опыт
Госплана СССР сегодня не нужен, наоборот. На мой
взгляд, некоторые технические службы его успешно
применяют. Определяясь по исполнителям работ в
процессе подготовки заявочной РВ, т.е. присваивая
каждому разделу РВ предприятие или участок базы
ремонта, а пункту РВ лимитирующую специальность,
по информации полученной из документации
предыдущих ремонтов, или по справочной
информации заводов, групповые механики могут
заблаговременно связаться с предполагаемыми
исполнителями и уточнить детали по работам РВ
еще до принятия решения: получить информацию о
технической готовности, наличии документации,
размерах тарифов и накладных расходов. Это
поможет сделать предварительный расчет
стоимости работ, заложить определенные суммы в
бюджетный план, вывести из РВ пункты, которые
сможет выполнить экипаж (саморемонт и работы в
обеспечении).
Такой удобный документ может быть
составлен при условии предварительного расчета
по прейскурантам, действующим на судоремонтном
предприятии-исполнителе. Для завода или БТО
после приемки и получения уточненной РВ будет
достаточно корректировки данных и объемов работ
по результатам заводской дефектовки [9]. После
подготовки цеховых предварительных ведомостей
работ (это списки работ, сгруппированные по
подразделениям – исполнителям),
планово-диспетчерская служба совместно с
технологической составляют графики проведения
работ для цехов в необходимой
последовательности, графики докования, графики
поставки материалов [10].
Оперативность подготовки таких
документов напрямую связана со степенью
автоматизации управления производством и
автоматизацией рабочих мест; наличием
справочной информации, согласованной между
службами судовладельца и береговыми
предприятиями; желанием работать по
современному, не растрачивая опыт
профессионалов.
Автор и редакция
надеются, что читатели пришлют свои отзывы,
предложения и пожелания по обсуждаемой теме,
чтобы подвести какой-то ее итог в послднем за 2006
г. номере журнала "Флотэксперт".
ГЛАЗЫРИН Ю.А.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[1] – Классификаторы технико-экономической
информации (ТЭИ) АСУ "СРЗ", РД 31.07.13-83
[2] – Справочник судового механика. Грицай Л.Л., М.,
"Транспорт", 1974 г.
[3] – Временные нормы времени и расценки на
судоремонтные работы, выполняемые экипажами
судов. РД 31.96.219-87
[4] – Положение о ремонте судов на заводах
Минморфлота СССР, РД 31.50.03-89;
[5] – Положение о ремонте судов рыбной
промышленности. Минрыбхоз СССР. 1989 г.
[6] – Инструкция по предремонтной дефектации
судов. РД 31.20.82-83
[7] – Экономика морского транспорта. Корякин С.Ф. ,
М., "Транспорт", 1971 г.
[8] – Инструкция по планированию, учету и
калькулированию себестоимости продукции на
промышленных предприятиях ММФ. 1972 г.
[9] – Инструкция по составлению смет на ремонт
судов ММФ. РД 31.51.19-87.
[10] – Инструкция о внутризаводском планировании,
учете, отчетности и цеховом хозяйственном
расчете на СРЗ. СТП ЖАЮТ 22.003-88.
|