Компания Атолл

Статья в журнале ФЛОТЭКСПЕРТ N6 2006г

<< главная

ФЛОТЭКСПЕРТ N6 2006г

N1 2008

N1 2007
N2 2007
N3 2007
N4 2007
N5 2007
N6 2007

N1 2006
N2 2006
N3 2006
N4 2006
N5 2006
N6 2006

N5 2005
N4 2005

N1 2004
N2 2004
N3 2004
N4 2004
N5 2004
N6 2004

N3 2003
N4 2003
N5 2003
N6 2003
N7 2003

Публикации

СУДОСТРОЕНИЕ И СУДОРЕМОНТ

СМЕТЕ - ФЛОТСКИЙ ПОРЯДОК
(продолжение; начало см."Флотэксперт" №5-2005, №1...5-2006)

    В предыдущих статьях мы в общих чертах ознакомились с проблемами подготовки сметной документации. Так как читатели обращаются к нам с конкретными практическими вопросами по этой теме, предлагаем более подробно ознакомиться с природой формирования предварительной стоимости ремонта судна на примерах. Это поможет понять, какие трудности испытывают судоремонтники от недополученного финансирования, и, возможно, судовладельцы станут более продуманно планировать бюджет на ремонт и обслуживание своего флота.

Система ценообразования в судоремонте
    Судоремонт характеризуется большим многообразием работ, номенклатура которых исчисляется десятками тысяч производственных операций. В отличие от других видов производства промышленной продукции, судоремонт не имеет натуральной единицы измерения, что усложняет планирование и анализ себестоимости.
    Для выполнения всего комплекса работ по восстановлению технических параметров судовых устройств судоремонтное производство (СРП) должно иметь большие ресурсы. Обеспечить постоянную загрузку всех производственных мощностей только судоремонтными работами не представляется возможным из-за того, что данное производство не является серийным. Большинство технологических процессов по специализации выполняются последовательно, где часть подразделений временно высвобождается. Для временно "простаивающего" производства требуется дозагрузка. Как правило, это подбор работ в соответствии с характером производства. Поэтому, кроме основной продукции СРП, которой является непосредственно судоремонт, в номенклатурном плане выпуска товарной продукции присутствуют такие разделы, как: изготовление сменно-запасных частей (СЗЧ); машиностроение; прочие работы, включая и оказание платных услуг населению.
    В зависимости от видов продукции применяется соответствующая методология ценообразования на стадиях:
- расценки предварительных смет;
- расценки заказ-нарядов или нарядов на выполнение работ;
- учета и отчетности в подразделениях СРП (валовая продукция);
- составления исполнительных смет (товарная или реализованная продукция).

Примеры формирования стоимости
    Для определения оптовых цен на ремонт судов составляются сметы в соответствии с действующими на предприятии инструкциями. Стоимость ремонтных работ определяется по прейскурантам предприятия и сметным ставкам на услуги плавсредств с учетом типовой номенклатуры доковых работ.
    Для примера примем некоторые условные исходные данные:
- Ремонтная ведомость рассчитана и получена итоговая сумма по трудоемкости в нормо-часах. По надводным работам – 20 000 н/ч, по доковым работам – 6 000 н/ч. Всего – 26 000 н/ч.
- Тарифная ставка – 140 руб./час.
- Стоимость материала определяем, как предварительную, из расчета 25% от стоимости работ.
    В сводной калькуляции на выполнение работ для ремонта судна Исполнитель (СРП) согласует с Заказчиком (судовладельцем) итоговую стоимость ремонта судна, другими словами отпускную цену (ОЦ), которая указывается в Договоре между сторонами. Эта цифра складывается следующим образом:

Вариант I
    Стоимость судоремонтных работ, отсутствующих в прейскурантах, определяется по индивидуальной калькуляции, при составлении которых применяются:
- нормы времени на судоремонтные работы, действующие на предприятии;
- тарифные ставки рабочих;
- оптовые цены на материалы;
- косвенные расходы (к тарифному фонду зарплаты);
- транспортно-заготовительные расходы;
- рентабельность.
Сводный расчет предварительной стоимости ремонтных работ по судну

N п/п

Наименование статьи

показатель (%)

Всего

1

Нормы времени на судоремонтные работы, действующие на предприятии, н/ч;  

26 000

2

Тарифная ставка рабочих, руб/час;  

140

3

Тарифный фонд зарплаты; (п.1 х п.2)  

3 640 000

4

Оптовая цена на материалы; (п.3 х %)

25

910 000

5

Косвенные расходы к тарифному фонду зарплаты; (п.3 х %)

320

11 648 000

6

Транспортно-заготовительные расходы; (п.4 х %)

20

182 000

7

Итого, без учета рентабельности; (п.3+п.4+п.5+п.6)  

16 380 000

8

Рентабельность. (п.7 х %)

20

3 276 000

9

Оптовая цена ремонта судна, всего (п.7+п.8)  

19 656 000


Вариант II
    Так же, стоимость ремонтных работ определяется по прейскурантам и сметным ставкам на услуги предприятия. Итоговые данные включаются в сводный расчет, где показаны:
- стоимость работ (надводных и/или доковых) без материалов;
- стоимость материалов;
- стоимость контрагентских работ и материалов;
- причальный и/или доковый тарифы;
- доплаты и сборы;
- стоимость неучтенных работ.
Сводный расчет предварительной стоимости ремонтных работ по судну

N п/п

Наименование статьи

показатель (%)

Всего (руб.)

1

Стоимость надводных работ;  

2 800 000

2

Стоимость материала для надводных работ; (п.1 х %)

25 

700 000

3

Стоимость доковых работ;  

840 000

4

Стоимость материала для доковых работ; (п.3 х %)

 25

210 000

5

Всего стоимость надводных работ; (п.1 + п.2)  

3 500 000

6

Всего стоимость доковых работ; (п.3 + п.4)  

1 050 000

7

Стоимость работ, выполненных по свободным оптовым ценам;  

25 000

8

Стоимость контрагентских работ и покупных изделий;  

30 000

9

Итого стоимость работ; (п.5+п.6+п.7+п.8)  

4 605 000

10

Причальный тариф; (п.1 х %)

24

672 000

11

Доковый тариф; (п.3 х %)

80

672 000

12

Доплата за второй винт, руль, ВПЛ; (п.3 х %)

10

84 000

13

Итого стоимость ремонта; (п.9+п.10+п.11+п.12)  

6 033 000

14

Неучтенные работы; (п.13 х %)

5

301 650

15

Всего стоимость работ; (п.13 + п.14)  

6 334 650

16

Доплаты за ремонт судна всего, в т.ч.; (п.16.1+п.16.2)  

1 900 395

16.1

За ремонт несерийного судна

20

1 266 930

16.2

За ремонт судна возрастом свыше 18 лет

10

633 465

16.3

За ремонт судна возрастом свыше 25 лет

0

0

17

Оптовая цена ремонта судна, всего (п.15 + п.16)

0

8 235 045


Вариант III
    Определяется общая трудоемкость ремонтных работ по сборнику или прейскуранту предприятия. Итоговые данные включаются в сводную ведомость, где показаны:
- трудоемкость работ;
- сметная стоимость часа;
- стоимость работ (надводных и/или доковых) без материалов;
- стоимость материалов с транспортными расходами;
- доплаты и сборы.
Сводный расчет предварительной стоимости ремонтных работ по судну

N п/п

Наименование статьи

Тариф

Показатель

Всего

1

Трудоемкость работ, н/ч  

26 000 

 

2

Сметная стоимость часа, руб/час

140

   

3

Стоимость работ (надводных и/или доковых) без материалов, руб.    

3 640 000

4

Стоимость материалов с транспортными расходами, руб.    

910 000

  ДОПЛАТЫ И СБОРЫ:      

5

Стоянка судна в доке, руб/сутки

28 000

7

196 000

6

Услуги Регистра  

1 %

47 460

7

Оптовая цена ремонта судна, всего

 

 

4 793 460

    Во всех вариантах мы видим, что в основе расчетов должен использоваться прейскурант судоремонтных работ. Он определяет прямые затраты на рабочую силу. Стоимость материалов может определяться по факту. Косвенные или накладные расходы, в которые входят цеховые и общезаводские расходы в показанных вариантах либо учитываются, либо вовсе отсутствуют. Если эти расходы учитываются, то они расписаны в "Общих указаниях по применению Прейскуранта" (Указания) или в "Положении по составлению смет на ремонт судов".
    В варианте I Косвенные расходы выделены отдельной строкой, что делает Смету прозрачной. Но данный показатель был фиксированным для каждого предприятия, спускался от вышестоящих плановых органов министерств или ведомств. В советские времена для каждого СРП директивные указания определяли величину статьи "Косвенные расходы" в размере от 300% и выше, "Рентабельность" от 23%. Эти данные не брались с "потолка". Система планирования и отчетности позволяла предприятиям рассчитывать, обосновывать и согласовывать применение данных показателей на следующие периоды.
    Кроме того, в Прейскурантах указывался нормо-час на выполнение работ в нормальных условиях. В Указаниях к данному прейскуранту четко расписано достаточно большое количество характеристик условий выполнения работ, влияющих на увеличение или уменьшение нормативов (коэффициентом или в процентном отношении). Тщательное рассмотрение и полное применение соответствующих условий в конкретном расчете может увеличить трудоемкость в 3-5 раз по смете в целом.
    В варианте II формирования ОЦ накладные расходы расформированы по показателям сводного расчета. К примеру, цеховые расходы могут быть включены в состав тарифа, на который перемножается нормо-час работ по прейскуранту, а общезаводские могут быть включены в повышенные причальный или доковый тарифы. Также включаются плановые или фактические дополнительные затраты на выполнение работ по свободным ценам, работ контрагентов, покупных изделий (СЗЧ и ЗИП). Тщательное соблюдение Инструкций и, действующих на предприятии, Положений позволяет включать процент на неучтенные работы, применять доплаты, соответствующие техническим данным судна.
    Для варианта III характерен показатель - сметная стоимость часа. Все накладные расходы предприятия могут быть в нем учтены. Но такой показатель ни в одном нормативном документе прошлых лет не упоминается. В практике он показал себя с "положительной" стороны. Ведь ориентироваться только на нормо-час прейскуранта СРП не достаточно для определения предварительной стоимости ремонта судна, а на разницу сметной стоимости часа по предприятиям вполне удобно. На рынке судоремонта стали действовать самостоятельные бригады, которые не имеют собственной ремонтной базы, и им не нужно требовать от заказчика доплат, сопоставимых с заводскими накладными расходами. Они не планируют собственную прибыль на развитие - живут и работают сегодняшним днем. Пониженный тариф стал формировать мнение судовладельца, о том, что есть возможность отремонтировать судно дешевле. Предприятия вынужденно снижали или вовсе исключали из расчетов косвенные расходы в целях снижения итоговой стоимости своих работ. Деятельность плановых отделов была прекращена.
    Проанализируйте предложенные расчеты. Конечно, для судовладельца выгоден последний вариант. А по сути, с таким расчетом предприятие не сможет обеспечить работу вспомогательного производства, применять новые технологии, содержать профессиональных сотрудников, использовать современное оборудование. В конечном итоге СРП не сможет обеспечить стабильное качество выполняемых работ, развивать производство и социальную инфраструктуру.
    Как вы считаете, при каком из предложенных вариантов расчетов СРП будет работать более стабильно и качественно?
    С другой стороны, каждое СРП использует собственные прейскуранты, и типовые работы на ремонт судовых узлов и устройств по своему составу и объему могут значительно отличаться. Контроль над разработкой, использованием Прейскурантов возлагался на планово-экономические отделы (ПЭО) и отделы труда и заработной платы (ОТЗ) заводов. Совместно с производственными подразделениями велась постоянная работа над совершенствованием нормативных документов, поиском новых технологий снижающих трудозатраты для снижения себестоимости работ. Цеховые и общезаводские затраты регулировались в статье "Накладные расходы". Некоторые действующие предприятия прилагают усилия по включению этих расходов в показатели "трудоемкость" своих нормосборников и прейскурантов. Возможно, они правы по своему, но трудно будет разъяснить заказчику, что в расчете норм времени на ремонт клапана присутствует процент общезаводских расходов, включая зарплату директора завода, по этому там так много часов. А тариф в сводном расчете принят по средней зарплате слесаря третьего разряда. По-моему, это немного не логично.
    Определение первоначальной стоимости ремонта судна не является окончательным. Действовавшими положениями устанавливался определенный порядок и сроки рассмотрения, согласования и утверждения корректировки стоимости работ. Такая практика на предприятиях сохраняется и сегодня.
    В зависимости от того, какие изменения в объемах и характере работ были определены технологическими службами СРП или личным составом судна после принятия судна в ремонт, в расчетах стоимости применяются дополнительные признаки. К примеру, если после уточнения заявленных объемов работ были выявлены превышающие объемы, то разница объемов работ включается в Накопительную смету. Если после приемки уже согласованной сметы были выявлены не заявленные объемы работ, то такие работы включаются в дополнительную смету. При расчете Дополнительной сметы, в соответствии с Указаниями, применяется повышающий коэффициент 1,25.
    В процессе проведения работ на судне, СРП может открывать один или несколько заказов. Работы могут проводиться как с выводом судна из эксплуатации, так и без вывода. Кроме стоянки у заводского причала, судно может неоднократно доковаться, выходить на предремонтные и сдаточные ходовые испытания. В этих случаях и по типу смет применяются различные поправочные коэффициенты на заводской, доковый или межрейсовый ремонт судна. В них присутствуют различающиеся между собой тарифы, в которых учтены затраты специализированных подразделений основного и вспомогательного производства, обеспечивающих выполнение судоремонтных работ на территории СРП, в доках и на акватории завода или порта, где находится судно.
    Например, ОАО "Владивостокский СРЗ" применял (по состоянию на 1998 г.) ряд доплат к ценам на ремонт судов в случаях отклонения от нормальных условий:
- при выполнении работ по отдельным заказам во вторую смену – доплата 30%;
- при выполнении работ в третью смены, в выходные и праздничные дни – доплата 50%;
- при выполнении работ в условиях резко отличающихся от нормальных (особо плохие погодные условия, сильная загрязненность и запыленность, высокая температура, повышенная опасность и др.) стоимость работ без материалов увеличивается на 50% - 150%;
- при выполнении работ вне акватории завода стоимость работ без материалов увеличивается в зависимости от места производства работ (удаленности от завода) и периода, летом - от 27% до 140%, зимой - от 29% до 240%;
- по дополнительным заказам стоимость работ без материалов увеличивается на 25%;
- при ремонте судов не освоенной серии доплата к стоимости ремонта – 20%;
- при ремонте судов в возрасте свыше 18 лет доплата к стоимости ремонта – 10%;
- при ремонте судов в возрасте свыше 25 лет доплата к стоимости ремонта – 20%.
    Стоимость вспомогательных работ оплачивается заказчиком в размере от стоимости работ без материалов:
- надводные работы по судам полным водоизмещением до 1000 тонн – 10%;
- надводные работы по судам полным водоизмещением 1000 тонн и выше – 12%;
- доковые работы для всех судов – 14%.
    Все Сметы и Сводные расчеты по одному или нескольким заказам формируют итоговую стоимость ремонта судна.
    Можно отметить еще и тот факт, что в стоимости судоремонтных работ различается баланс между трудозатратами, стоимостью материалов и накладными расходами. Одни являются трудоемкими (правка наружной обшивки, зачистка танков, демонтаж узлов и механизмов). Другие требуют больших объемов материала или использования дорогостоящих материалов (окраска судна, замена цинковых протекторов, перезаливка подшипников). При выполнении третьих затрачивается большое количество тепловой или электрической энергии (литейное и кузнечное производство). Четвертые не могут быть выполнены без разработки технической конструкторской документации и изготовления уникальной специализированной технологической оснастки, инструмента (модернизационные работы).
    Для надлежащего выполнения всего комплекса работ СРП имеет большую структуру штатного расписания, включающую основные производственные и вспомогательные подразделения. Для организации и подготовки производства предприятие имеет административные органы управления, плановый, диспетчерский, технологический, конструкторский отделы. Для обеспечения и соблюдения требований по стандартизации, охране труда, санитарии, экологии в структуре должны присутствовать соответствующие службы. Штатная численность среднего судоремонтного предприятия может достигать 1500-3000 человек в 25-50 подразделениях. На крупных СРП численность достигает 17000-25000 человек в более 80 подразделениях.
    Размещение такого количества подразделений и обеспечение их всем необходимым для стабильной работы требует высоких затрат влияющих на косвенные расходы предприятия.
    Расчет, планирование и фактический учет косвенных расходов не менее важен в работе любого предприятия. Как мы уже говорили, в судоремонте эта составляющая более разноплановая и имеет в полтора раза больше элементов, чем в любой другой промышленной отрасли. Перечисление их составит не одну страницу, а методика расчета еще больше. Если кто-то из плановиков помнит ТЕХПРОМФИНПЛАН (ТПФП), то я напомнил о нем. Именно в нем формируются ценообразующие показатели для сводного расчета или сводной ведомости на ремонт судна.

ГЛАЗЫРИН Ю.А.

Top.Mail.Ru