<<
главная
N1
2008
N1
2007
N2 2007
N3 2007
N4 2007
N5 2007
N6 2007
N1 2006
N2 2006
N3 2006
N4 2006
N5 2006
N6 2006
N5 2005
N4 2005
N1 2004
N2 2004
N3 2004
N4 2004
N5 2004
N6 2004
N3 2003
N4 2003
N5 2003
N6 2003
N7 2003
Публикации
|
СУДОСТРОЕНИЕ
И СУДОРЕМОНТ
ПЛАНИРОВАНИЕ В СУДОРЕМОНТЕ
(Продолжение. Начало см."Флотэксперт" №1-2007)
Для работы по подготовке
экономических планов судоремонтного
предприятия следует учесть, что одних только
знаний общеотраслевого характера недостаточно.
Для работы в судостроении или в судоремонте
требуется пройти обучение в морских ВУЗах или
набраться опыта, работая на флоте в качестве
эксплуатационника или судоремонтника, и лучшим
специалистом, конечно, станет работник,
прошедший путь от рабочего-корабела до
инженера-технолога любой технической
специализации (корпусника, механика, электрика).
Но давайте вернемся к теме
планирования в судоремонте и попытаемся
установить связь термина "заказ" с
планированием производства.
Виды планирования
Судоремонт - это во всех отношениях
сложное по структуре производство: в
техническом, технологическом и организационном
плане. В обеспечении восстановления и
поддержания технических характеристик судна и
его устройств на должном уровне требуется
задействовать крупные ресурсы. Четкая и
отлаженная работа предприятия, которое
выполняет задачи по восстановлению флота
неотрывно связана с четкой и отлаженной системой
планирования.
Последние два десятилетия ярко
продемонстрировали, к чему приводит резкий
переход на рыночные отношения в промышленности.
Погоня за "сверх-прибылью" в условиях
жесткой конкуренции при полном игнорировании и
утрате нормативной основы, действия
"новоявленных" управленцев, далеких от
проблем флота, стали причиной разрушения
предприятий в прямом и переносном смысле.
Попытки применения методов
бизнес-планирования на ещё действующих
судоремонтных предприятиях (СРП) никак не
увязывались с реальным производством. По сути,
бизнес-план - это документ, который необходим для
обоснования вложений во вновь создаваемое
производство. Про него много было сказано во
времена перестройки. Сегодня мы убеждаемся в том,
что не каждая западная модель планирования
приемлема на огромной государственной
территории, где была развита своя мощная
промышленность со своей экономикой.
Возвращаясь к предыдущим статьям,
напомню, что сами документы на "запыленных
полках" ещё сохранились. Предлагаю вам поднять
их вместе со мной и обсудить актуальность
изложенных в них положений. В большей степени это
касается судоремонтных предприятий, которые
имеют в своей структуре подразделения основного
и вспомогательного производства, так как речь
пойдет о системе планирования на примере
среднего СРП, выполнявшего весь комплекс
судоремонтных работ на среднетонажных судах
торгового, научного, спасательного и рыболовного
флота, соответствующих категории капитального
(большого) ремонта.
На мой взгляд, главным документом,
определяющим деятельность СРП, являлось (и на
сегодня остается таковым) "Положение о ремонте
судов на заводах Минморфлота СССР" РД 31.50.03-89.
Организацию работы структурных подразделений
регулировали ведомственные инструкции и
методики, на основе которых разрабатывались
собственные стандарты предприятия (СТП) под
конкретное производство. Разработка таких
нормативных документов велась отделом главного
экономиста судоремонтного завода (СРЗ).
Разработка, согласование, утверждение и введение
в действие приводилось распоряжениями, либо
приказами руководителя предприятия.
Таким образом, например, были
разработаны, и в течение многих лет успешно
действовали СТП:
- Методические указания. "Номенклатурное
планирование на Владивостокском СРЗ";
- Положение. "О внутризаводском планировании,
учете, отчетности и цеховом хозяйственном
расчете на ВСРЗ".
На основании упомянутых документов
можно заключить, что планирование
судоремонтного производства состоит из двух
взаимосвязанных видов:
- технико-экономическое планирование;
- оперативное номенклатурное планирование.
В основе технико-экономического
планирования лежит ТехПромФинПлан (ТПФП)
предприятия, работа с которым выполняется
сотрудниками планово-экономической службы.
ТПФП состоит из следующих
взаимоувязанных между собой восьми разделов:
1. Основные показатели;
2. План производства и реализации продукции;
3. План повышения эффективности производства;
4. План капитального строительства;
5. План по труду и заработной плате;
6. План по прибыли, издержкам и рентабельности
производства;
7. План по фондам экономического стимулирования;
8. Финансовый план.
Наиболее интересным для руководства
результатом разработки ТПФП является последний
раздел - Финансовый план.
Но для того, чтобы начать готовить
расчет этого грандиозного документа на
предстоящий период, необходимо организовать
сбор текущих отчетных данных за период,
предшествующий планируемому. Поэтому, для
понимания необходимости создания условий
дисциплинированного управления производством,
надо познакомиться с оперативным номенклатурным
планированием. А к техпромфинплану вернемся
немного позже.
Номенклатурное планирование
Для решения любой задачи требуются
исходные данные, определение условий и порядка
решения (формулы, алгоритм). В качестве исходных
данных для решения задач планирования работы
предприятия принимаются структура производства
и основные показатели. Условия обеспечиваются
наличием исполнительных специалистов, грамотных
и опытных руководителей, знающих свое дело.
Порядок решения регламентируется руководящими
документами, инструкциями и положениями.
В качестве примера используем
фрагмент структуры ВСРЗ.
ЗАВОДОУПРАВЛЕНИЕ:
- Администрация
- ОГЭ (отдел главного экономиста)
- ПДО (производственно-диспетчерский отдел)
- Бухгалтерия
- ОМТС (отдел материально-технического снабжения)
- ОГТ (отдел главного технолога)
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ:
- КДЦ (корпусно-доковый цех)
- Доковый участок
- Корпусный участок
- Трубопроводный участок
- Механический цех
- Слесарный участок
- Токарный участок
- ДОЦ (деревообрабатывающий цех)
- Столярный участок
- Изолировочный участок
- Электроучасток
- Электромонтажный участок
- Обмоточное отделение
- УГОМ (участок горячей обработки металла).
- Литейный участок.
- Кузнечный участок.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ:
- Транспортный участок.
- Электроподстанция.
- Вспомогательный флот
- Доки
- Плавкраны
- Буксиры
- Компрессорная.
- Котельная (о/т "Новгород")
- РМУ (ремонтно-механический участок).
- Стройгруппа.
- Бойлерная.
Основные показатели отражены в
приведенном ниже документе. Этим же документом
устанавливается порядок подготовки и работы с
номенклатурным планом предприятия. Возможно на
его основе будут разрабатываться и ваши планы.
НОМЕНКЛАТУРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ВСРЗ
Методические указания
СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ (редакция 1986 г.)
Настоящий стандарт распространяется
на все цеха и участки основного производства, а
так же отдел главного экономиста,
производственно-диспетчерский и технический
отделы и даёт методические указания по
разработке и исполнении номенклатурного плана
завода.
Стандарт разработан с учетом
"Положения о поставках продукции
производственно-технического назначения",
утвержденного Советом Министров СССР 10.02.81 г., а
так же накопленного опыта организации
номенклатурного планирования и направлен на
улучшение всего оперативного номенклатурного
планирования на заводе.
I. OБЩЕE ПОЛОЖЕНИЕ
1.1. Оперативное номенклатурное
планирование является продолжением и
конкретизацией технико-экономического
планирования как по периодам года (месяц), так и
по производственным подразделениям завода.
1.2. Оперативное номенклатурное
планирование предназначено для планирования
производственным подразделениям завода
конкретных работ с целью обеспечения:
- загрузки производственных подразделений и
основных специальностей в соответствии с
объемом плановых заданий;
- выхода судов из ремонта в нормативные сроки;
- выполнения заводом плановых заданий по всем
разделам производственной программы;
- выполнения заводом плана поставки продукции по
договорам;
- выполнения заводом плана по реализации
товарной продукции.
1.3. Основными задачами оперативного
номенклатурного планирования являются:
- своевременное доведение номенклатурных планов
до всех цехов и участков;
- контроль выполнения номенклатурных планов с
целью выполнения заказов в договорные сроки;
- согласование действий производственных цехов,
участков, связанных между собой
последовательностью технологических процессов;
- обеспечение планомерной, оптимальной загрузки
всех специальностей цехов, участков основного
производства;
- обеспечение ритмичной работы завода.
1.4. Основными принципами
номенклатурного планирования, положенными в
основу разработанной системы, являются:
- планирование работ по периоду, равному одному
месяцу;
- планирование календарных сроков выполнения
работ по заказам, подлежащим реализации в
планируемом месяце;
- планирование работ по всем разделам программы:
судоремонту, машиностроению и прочим работам;
- планирование работ в разделах машиностроение и
прочие работы в соответствии с планом поставок
продукции по договорам (заказы ППК и товары
народного потребления);
1.5. Организация номенклатурного
планирования осуществляется
производственно-диспетчерским отделом (ПДО)
совместно с БПП механического,
корпусно-докового, деревообрабатывающего цехов
и старшим мастером литейного участка при участии
руководителей всех производственных
подразделений.
ГЛАЗЫРИН Ю.А.
atoll@stl.ru
http://www.atoll.stl.ru/
(продолжение
в следующем номере) |
|