Ценообразование в судоремонте | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I главная I рабочая I ссылки I контакт I архив I | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Для SHIPSRV.RU Текст публикуется в тестовом режиме Ценообразование
в судоремонте
От
правильности расчета сметной трудоемкости
будет зависеть размер плановых затрат, связанных с продолжительностью
ремонта
судна или корабля. Сметной трудоёмкостью
называют суммарную трудоёмкость работ ремонтной ведомости, которая была
прокалькулирована заводом – исполнителем по нормативам
предприятия с учетом
технологических возможностей. Ремонтная
ведомость, дополненная описанием
технологических операций и расчетными значениями трудоемкости и
стоимости
работ, образуют технологическую ведомость-смету. Исходная ремонтная
ведомость
без описания технологических процедур, но со значениями трудоёмкости и
стоимости по каждому пункту этой ведомости с кодами соответствующих
комплектов сборников калькуляционных
норм, по которым выполнены
расчеты, является
ведомостью-сметой. Потому
трудоемкость,
взятая из данного
документа называется
сметной. Срок ремонта судна или корабля назначался ранее на основании расчета, в котором
присутствовала сметная
трудоёмкость и утверждённые министерством морского флота действовавшие
нормы
среднесуточной выработки при
ремонте и
доковании морских судов. Рассчитанное
количество судосуток вывода судна
из эксплуатации позволяет определить плановую стоимость
электроснабжения,
водоснабжения, топлива, причального и докового тарифов, затрат на обеспечение работ
плавсредствами и
автотранспортом, других
услуг, при
расчёте которых используется продолжительность ремонтных работ в сутках. Судоремонт
расшифровывается по категориям и
объектам. Объемы отработки по отдельным объектам увязываются со сроками
продолжительности ремонта судов, которые, в свою очередь, определяются
на
основании действующих норм среднесуточной выработки при ремонте и
доковании
морских судов, утвержденным министерством морского флота. Так указано
разделе
«Б. ФОРМЫ И СУЩНОСТЬ ИХ РАСЧЕТА» Методики
разработки Техпромфинплана
судоремонтных предприятий ММФ (Москва 1969г). Этот документ мы
рассматривали с
вами с № 3-го 2008 г. по № 6-й 2009 г. журнала ФЛОТЭКСПЕРТ. В
другом руководящем документе,
регламентировавшем работу судоремонтных предприятий и планирование
ремонта
флота пароходств Минморфлота СССР РД 31.50.03-89, в пункте 2.10.
указано
«Объемы ремонта судов в производственной программе должны
соответствовать
объемам, предусмотренным в планах ремонта флота, а продолжительность
ремонта
должна рассчитываться по действующим нормам среднесуточной выработки с
учетом возможной
оптимизации». Для
планирования и контроля за выполнением
нормативов при ремонте флота МО (ВМФ), существовал свой ведомственный
документ:
«Нормативы ремонта и докования … на 1981
– 1985», в котором в табличных формах
были определены по видам ремонта (средний, текущий, доковый), для
конкретного
проекта корабля, значения суммарной трудоемкости, среднесуточная
выработка и
количество суток для выполнения данного вида ремонта. Корректировку
утвержденных нормативов предусматривалось производить каждые пять лет с
последующим утверждением. Но на сегодня организации –
разработчики данных
нормативов перестали существовать, вместе с той экономикой и
организацией
производства, на основе которых были выполнены расчеты и ориентированно
планирование работ ведомственных судоремонтных заводов.
Вот
интересная выдержка из подобного РД: …
Нормативы
предназначены для определения плановой трудоемкости, стоимости и
продолжительности ремонта кораблей при перспективном планировании
судоремонтного производства на уровне министерства, предприятия и
заказчика. На
стадии
годового планирования нормативы трудоемкости используются для проверки
правильности заявленных заказчиком стоимости, трудоемкости и вида
ремонта
корабля. Плановая
(заявленная) трудоемкость по соответствующему виду ремонта кораблей и
судов
данного проекта может колебаться в интервале: 0,66
QН
≤ QПЛ
≤ 1,66 QН где QПЛ –
плановая (заявочная) трудоемкость; QН –
норматив трудоемкости. Это
объясняется тем, что в каждом конкретном случае на плановую
трудоемкость влияют
факторы: возраст корабля, условия его эксплуатации, продолжительность
межремонтного периода и др. Минимальное
расчетное значение плановой трудоемкости среднего ремонта корабля не
должно
быть меньше максимального расчетного значения текущего ремонта. Показатель
среднесуточной выработки оценивается по сметной трудоемкости
выполненных работ,
приходящихся на одни календарные сутки ремонта корабля (без учета
праздничных
дней), и включает выработку по работам, выполняемым судоремонтным
предприятием. Норма
среднесуточной выработки предназначена для определения плановой
продолжительности ремонта и докования кораблей и судов. При этом
плановая
продолжительность не может быть больше нормативной… Нормативы
учитывают собственные работы предприятия по судну, включая работы
нулевого
этапа. Нормативы на доковые работы входят составной частью в нормативы
по
каждому виду ремонта и, кроме того, выделены отдельно, при выполнении
только
докового ремонта данного проекта. Норматив
трудоемкости ремонта корабля по проекту представляет собой средний
уровень
затрат труда производственных рабочих (в сметных нормо-часах),
необходимый для
выполнения работ по ремонту и сдаче корабля, включая дополнительные
работы,
связанные с отклонением от технологического процесса. Нормативы
трудоемкости ремонта кораблей не учитывают трудоемкость работ,
связанных с
переоборудованием и модернизацией кораблей и судов… Продолжительность
стоянки кораблей и судов в доке определяется по нормативам
среднесуточной
выработки, исходя из трудоемкости только доковых работ, при этом время
стоянки
корабля в доке входит в общую продолжительность ремонта корабля. Нормы
среднесуточной
выработки установлены в сметной трудоемкости и определяют количество
сметных
часов, которые должны быть выполнены предприятием за календарные сутки
по
каждому судну в соответствии с его характеристикой и категорией
ремонта.
Нормативный срок стоянки судна определяется путем деления общей сметной
трудоемкости ремонтных работ по судну на установленную норму
среднесуточной
выработки. Праздничные
дни
добавляются к нормативной продолжительности ремонта. Нормы
установлены по
среднесуточной выработке при ремонте флота для следующих категорий
судов: 1.
Типовых
серийных
судов, в том числе: а.
Грузопассажирских
судов; б.
Паромов; в.
Сухогрузных
судов; г.
Наливных
судов; д.
Буксирных,
спасательных судов и ледоколов;
Нормы
выработки при ремонте судов в доках дифференцируются по водоизмещению
судов в
грузу При
планировании загрузки судоремонтного завода сумма среднесуточной
выработки по
всем одновременно находящимся на ремонте судам, определенная по
утвержденным
нормам, не может превышать общей среднесуточной выработки,
установленной планом
судоремонтного завода по судоремонту на планируемый период. Для
определения планомерной загрузки основных цехов завода при составлении
квартальной программы выполняется вспомогательный расчет, в котором
объем
продукции в сметной трудоемкости распределяются по основным цехам и
сопоставляется с их производственной мощностью. Производственная
программа составляется
планово-экономическим отделом завода. Норматив
(показатель) НССВ включен
в формулы расчета Специальных
расходов: доковая стоянка, электроэнергия, вода, подключение и
обслуживание магистралей
и т.п. Судно
ремонтировалось на одном из заводов СССР. Объем
работ в сметной трудоемкости 32 800
сметных часов. НССВ для малого ремонта (среднего ремонта) судна данного
типа
установлена в размере 1 450 сметных часов в сутки. Отсюда расчетное
количество
дней нахождения судна на ремонте составит 32 800 : 1450 »
23 суток. Судно должно быть поставлено на ремонт 19
декабря. С
учетом увеличения стоянки на один день из-за
праздничного дня 1 января и дополнительных суток, отведенных на день
постановки
судна на ремонт и выхода из ремонта, нормативная продолжительность
ремонта
составит 25 дней. Выход судна из ремонта намечается на 9 января
следующего
года. Выходные дни (суббота и воскресенье) в соответствии с Положением,
включаются в расчетную продолжительность. («Экономика и
организация
судоремонта» изд. Транспорт 1978 г). Таким
образом, норматив среднесуточной выработки это отношение сметной
трудоемкости к
количеству календарных дней, за которые был выполнен весь объем по
смете
судоремонтных работ на данное судно за вычетом праздничных дней.
Количество
дней ремонта судна определяется по расчету на основании Акта приемки
судна в
ремонт и Приемо-сдаточного акта выполненных работ. Попробуем
составить формулу расчета норматива среднесуточной выработки.
(н-ч/сутки) где
N -
норматив
среднесуточной выработки ΣTсм
– суммарная сметная трудоемкость (общая трудоемкость по
ремонтной ведомости, технологической ведомости, ведомости-смете) Д
окон.р. -
дата окончания ремонта Д
нач.р. -
дата начала ремонта n
пр.д. – количество
праздничных дней по календарю в интервале (Д окон.р. – Д
нач.р.). Для
чего, Вы спросите, нам нужна эта формула?
Для того, чтобы мы составили таблицы со списком тех проектов кораблей и
судов,
которые ремонтировались на наших предприятиях (судоремонтных заводах) в
настоящее время. Потому что каждые последующие пять положенных лет после разработки выше
названых таблиц, ни
какие институты больше не пересматривали и не корректировали, данные
нормативы
в них не изменялись под условия выживших заводов после перестройки в
стране.
Для того, чтобы мы сами научились определять и могли правильно
рассчитывать
сроки ремонта узлов, устройств, механизмов и судов в целом. Правильно
рассчитывать сроки вывода флота
из
эксплуатации и ввода в строй. Правильно рассчитывать и составлять
реальные
(разумные, адекватные, исполняемые) графики и календарные планы, как
для
судовладельца, отвечающего за эксплуатацию флота, так и для
судоремонтного
предприятия. «…Как
известно, плановый срок стоянки судна в
ремонте определяют путем деления сметной трудоемкости работ на
утвержденный министерством
норматив среднесуточной выработки. Эта удобная и простая методика
подсчета
имеет и недостатки: в нормативах, составленных на основании статистики,
не
учтены ни значимость судна, ни условия, при которых эта статистика была
создана, т.е. возможности завода во время ремонта данных судов. На сроки ремонта судна так
же влияют следующие
факторы: имеется ли
у завода опыт
ремонта однотипных судов данной серии,
в
наличии ли техническая документация, типовые технологические процессы,
типовые
сетевые графики, специальная оснастка и инструмент, опоки, штампы.
Сроки
ремонта зависят от конструкции судна, его ремонтопригодности и особенно
от
возможности подачи ремонтируемых механизмов
и узлов в цеха завода без значительных сопутствующих
работ по разборке
трапов, ограждений, шахт, люков и пр. Следует учитывать и особенности
построечных материалов судна, которые могут оказаться дефицитными, что
обычно
для судов, построенных в других странах (например, детали паровых
турбин,
специальные трубопроводы, детали из особых сплавов, патентованные
набивки и
т.п.). На число рабочих мест на судне влияют тип, его размерения,
величины
отсеков, возможность параллельной работы ремонтников нескольких
специальностей.
Все это объективно характеризует ремонтируемое судно. Для
анализа срока ремонта судна нужно
определить особенности данного вида ремонта: каков был межремонтный
период при
данном возрасте судна, как судно эксплуатировалось (с какой нагрузкой и
интенсивностью), каков был основной район его плавания, какой объём
профилактических работ, особенно по корпусу, был выполнен в
межремонтный период
при эксплуатации. В зависимости от этого, при одинаковых сметных
нормативах,
которые данные факторы не учитывают, заводу приходится тратить больше
или
меньше труда, так как при увеличении межремонтного периода усложняется
и
требуется более тщательная дефектация, увеличивается количество
ржавчины,
усложняются очистка корпуса, разборка механизмов, узлов и дельных
вещей,
увеличиваются работы по снятию наработков и ликвидации потерь
геометрических
размеров деталей и узлов, т.е. затрачиваемая трудоёмкость подходит к
верхним
пределам трудовых калькуляционных нормативов. Следующая
основная группа факторов связана с
организацией производства при ремонте данного судна, с возможностью
завода
провести работы в минимальные сроки. Прежде всего, следует определить
наличие
ресурсов завода в этот период: достаточность рабочих разных
специальностей,
наличие свободных судоподъёмных средств, причалов и специального
оборудования.
Если доля работ, требующих лимитирующих специальностей, велика, это
ведет к
удлинению срока ремонта. Своевременно должно быть проведено докование
судна.
Желательно, чтобы оно стояло ближе к основным цехам у причала для
возможности
обслуживания береговыми кранами, упрощения выемки и подачи изделий и
материалов, уменьшения переходов рабочих. Очень
важен уровень подготовки к ремонту:
своевременная передача заводу ремонтных ведомостей, их должное
качество,
передача требуемой технической документации, предремонтная дефектация
корпусов,
своевременное согласование этих документов с Регистром СССР, пожарной и
санитарной инспекциями. Важен
объём работ, выполненный заводом до
постановки судна в ремонт, т.е. нулевой этап и ремонт отдельных
агрегатов
обменного фонда. Серьёзное влияние на сроки ремонта может оказать
недостаточная
оценка судовыми командами состояния отдельных узлов и агрегатов
(особенно в
труднодоступных местах), в результате чего при дефектации могут
возникнуть
дополнительные работы…» Тем
не менее, обратите внимание на то, что сегодня
Заказчик (судовладелец) до согласования с Исполнителем
откалькулированных
ремонтных ведомостей самостоятельно утверждает, начинает согласовывать,
навязывая исполнительный план или программу (график) постановок судов в
ремонт.
Уже на этом этапе Исполнитель становится заложником невыполнимых
условий
контрактов и договоров, рискуя понести наказание в виде штрафных
санкций за
срыв сроков ремонта кораблей и судов. Причина
тому – принятие решения судовладельцем,
Заказчиком по составлению подобных планов, графиков или программ на
основе
ранее выполненных ремонтов, устаревших расчетов, «чистых» и «белых»
статистических отчетов, не действующих нормативов прошлых лет без
расчетов
сроков ремонтов на основании итоговой сметной трудоемкости и
соответствующих
норм среднесуточной выработки. Ниже
приведем таблицу норм среднесуточной
выработки для судоремонтных заводов Минморфлота
(ММФ) СССР, составленную на основе руководящего документа, с которым
работал
автор на ВСРЗ ДВМП ММФ при разработке АСУП ВСРЗ в 1993-1994 гг. (синяя брошюрка, где-то залегла, поэтому
указать её номер РД
пока нет
возможности, но в архивах ММФ она обязательно должна быть). -----------
Начало таблиц НССВ
ММФ ----------- При
сумме трудоемкости в ремонтных ведомостях
до 120 000 сметных часов.
|