Ценообразование в судоремонте | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I главная I рабочая I ссылки I контакт I архив I | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Для SHIPSRV.RU Текст публикуется в тестовом режиме Ценообразование
в судоремонте Разрешите,
уважаемый читатель – коллега, немного нарушить традицию
продолжать начатую и обещанную тему предыдущих статей. Основные
положения Методики РД 31.28.30-88 вы сможете рассмотреть самостоятельно
из открытых источников интернета или обсудим немного позже. А вот как
правильно спланировать сроки вывода судна или корабля из эксплуатации
для графиков постановки в ремонт, и как сформировать судоремонтному
предприятию плановую, ориентировочную или если хотите - предварительную
стоимость ремонта для согласования с судовладельцем начнем разбирать с
этой статьи. И причин этому несколько:
- по информации новостных лент некоторые судоремонтные предприятия не уложились в сроки по ремонту некоторых бюджетных заказчиков, а это вопросы ценообразования и сроковой дисциплины на основе сметных расчетов; - недавнее предложение государственных властей бывшим ФГУПам (номерным СРЗ) принимать в ремонт суда гражданских судовладельцев; - так же недавнее пожелание тех же государственных властей гражданским предприятиям быть готовыми принимать заказы ВПК (некоторых бюджетных заказчиков), а это уже повышенные требования по отчетности, предоставлению РКМ, по учету затрат на безопасное проведение работ, изготовление, учет и применение оснастки, технологическое обеспечение судоремонтных работ; - участие представителей Заказчика и представителей контролирующих органов со стороны Заказчика во внутренних организационных мероприятиях подразделений Исполнителя, противоречащих действующему законодательству РФ; - начало реализации плана мероприятий по совершенствованию регулирования в сфере ГОЗ. В частности, Минпромторг России проводит работу «… по совершенствованию нормативно-методической базы по ценообразованию, трудоемкости и нормированию труда при производстве продукции … с учетом отраслевых особенностей …» Внимание «… судостроительной промышленности». Но особое отношение к нам, коллеги, выражено в министерских текстах, содержащих подтверждение полного невежества к нашим проблемам следующим набором слов – «Ряд документов разрабатывается на основе статистической обработки данных о фактических значений трудоёмкости и материальных затрат, достигнутых при строительстве (ремонте, утилизации) кораблей и судов…». Во всех «новых» рекомендательных и нормативных указаниях «с верху» направляются тексты с несовместимым сочетанием двух слов, пусть через запятую или в скобках это – Судостроение и Судоремонт. Нельзя нормативы одной отрасли применять в экономике и организации производства работ другой отрасли. Более того, экономика страны, предприятий со времени разработки ликвидированными министерствами, институтами нормативов и методик их расчетов кардинальным образом изменились. Попытки предприятий самостоятельно формировать предварительную и окончательную стоимость судоремонтных работ заставляют наших коллег по крупицам собирать полезную информацию для сметных расчетов. Я могу уверенно об этом говорить на основе статистики посещения архива из 26-и статей (2003 – 2008 г.г.) через установленный счетчик, а именно, на первом месте, на сегодняшний день, статья в журнале ФЛОТЭКСПЕРТ N6 2006г "СМЕТЕ - ФЛОТСКИЙ ПОРЯДОК" "Система ценообразования в судоремонте". В ней представлены три варианта Сводного расчета по действовавшим формам реальных предприятий с различной экономикой и организацией работ. Главное, мы с вами знаем, что работу можем выполнить любую (Кулибины не перевелись), а вот отчитаться, подготовить расчетно-калькуляционные материалы (РКМ) в соответствии с действующими и разрабатываемыми требованиями не у всех получается. Еще одной причиной для приглашения вас к беседе о нормативах в Судоремонте является разделение использования плановых нормативов, укрупненных норм времени на ремонт комплектов и узлов судна и сборников норм времени на судоремонтные работы. Список вышеперечисленных причин может быть нашим перечнем тем для обсуждения в ближайших материалах раздела СУДОСТРОЕНИЕ И СУДОРЕМОНТ. Опираться будем на официальные справочники, стандарты и нормативные документы по судостроению и судоремонту, которые мы с вами, коллеги, изучали в учебных заведениях и в дальнейшем на рабочих местах. Практика по подготовке предварительной договорной и отчетной документации на выполненные судоремонтные работы показала возможность использования методики и форм, бюджетного судовладельца в документации для коммерсантов и рыбаков. Дело в том, что с 2006 года, правительством принят ряд нормативных актов, способствующих подъему экономики судоремонта при грамотном к ним отношению на всех уровнях и структурах как у судовладельца, так и у судоремонтного предприятия. Хотелось бы начать с рассмотрения расчетов и согласования сроков ремонта для графиков постановок, что представляет особое внимание и горячие споры в заводских кабинетах обеих сторон контрактов. Но так, как мы обратили внимание к повышенному интересу к сводным расчетам (калькуляции) стоимости ремонта, рассмотрим универсальную форму «Калькуляции ориентировочной цены на ремонт судна» с приложениями. Главным законом, защищающим интересы судоремонтной промышленности в настоящее не лёгкое время, является Трудовой Кодекс, а именно – Статья 162. Введение, замена и пересмотр норм труда требует «Локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца.» Представляю формы Плановой калькуляции и приложения к ней, составленные в соответствии с предложенной методикой Приказа ФСТ РФ от 18.04.2008 г. № 118 и эти расчеты были представлены вместе с проектами Контракта на ремонт судна и в дальнейшем, как отчетная документация с актом выполненных работ. Нормативные показатели в этих формах, должны быть рассчитаны и утверждены предприятием в соответствии с ТК РФ. Чтобы быть готовым защищать свои расчеты перед бюджетным Заказчиком, можно подготовить свои формы по рекомендациям: Приказа Министерства промышленности и энергетики РФ от 23 августа 2006 г. N 200. "Об утверждении Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу"; - Приказ ФСТ РФ от 09.02.2010 N 44-а "О внесении изменений и дополнений в Методические рекомендации по расчету цен … утвержденные Приказом Федеральной службы по тарифам от 18 апреля 2008 года N 118" Заказчик должен быть ознакомлен с данными нормативами. Базой расчетов является - Технологическая (сметная) трудоемкость, которая сложилась по всем ремонтным ведомостям (ДОКОВАЯ ЧАСТЬ, КОРПУСНАЯ ЧАСТЬ, МЕХАНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ, ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ, ПОКРАСОЧНАЯ ЧАСТЬ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ), пронормированным судоремонтным предприятием - 95 905,31 н/ч Для расчета строки 13 необходимо расчетное значение тарифной ставки. В данном примере принято – 158 руб. Если на вашем предприятии не рассчитывается данный плановый показатель, то можете воспользоваться методом, описанном в статье «ЭКСПРЕСС-РАСЧЕТ ТАРИФА» в журнале №1 за 2010 г. --------------- примеры форм --------------------- Форма 2 УТВЕРЖДАЮ генеральный директор ООО "Наименование СРП" _____________ /ФИО/ "___"_______ 20___ г. Калькуляция ориентировочной цены на текущий ремонт с докованием (наименование судна) (Судовладелец)
(должность Подпись ФИО дата) Форма 3 УТВЕРЖДАЮ генеральный директор ООО "Наименование СРП" _____________ /ФИО/ "___"_______ 20__ г. Затраты на подготовку и освоение производства новых видов продукции Приложение №1 к калькуляции ориентировочной цены на текущий ремонт с докованием (наименование судна) (Судовладелец)
Подготовил ______________ ______________ ___________ «___» ______ 20____ г (должность Подпись ФИО дата) Форма 5 УТВЕРЖДАЮ генеральный директор ООО "Наименование СРП" _____________ /ФИО/ "___"_______ 20__ г. Общепроизводственные затраты Приложение №2 к калькуляции ориентировочной цены на текущий ремонт с докованием (наименование судна) (Судовладелец)
Подготовил ______________ ______________ ___________ «___»
______ 20____ г
(должность
Подпись
ФИО
дата) УТВЕРЖДАЮ генеральный директор ООО "Наименование СРП" _____________ /ФИО/ "___"_______ 20__ г. Общехозяйственные затраты Приложение №3 к калькуляции ориентировочной цены на текущий ремонт с докованием (наименование судна) (Судовладелец)
Подготовил
______________ ______________
___________ «___» ______ 20____ г
(должность Подпись ФИО дата) --------------- конец примеров форм --------------------- Цифры в данных формах условные. Как они формируются, будем последовательно рассматривать в следующих материалах. В титуле форм с права может быть внесено согласование руководителя Заказчика, а под таблицами, вместе с реквизитами разработчика (Подготовил), может быть внесена информация о специалисте, принявшем расчет со стороны Заказчика. Эти формы станут для вас универсальными и для гражданских коммерческих Заказчиков, и для не гражданских бюджетных заказчиков. Кроме этого, если у вас будет заложен норматив на подготовку кадров, развитие, обновление производства и развитие новых технологий, то эти средства вы сможете официально накапливать и использовать по прямому назначению вполне законно. Состав статей затрат мы ранее описывали на страницах нашего журнала в статьях о ТЕХПРОМФИНПЛАНЕ судоремонтного предприятия. Мне часто задают вопрос коллеги – Почему бы не взять один общий прейскурант и не использовать его для всех судоремонтных предприятий? Сложно дать однозначный ответ на этот вопрос или, не вопрос, а больше похоже – предложение. Предложение можно расценить как «те же грабли», а можно и рассмотреть как «изобрести велосипед», но и в том и другом случае, коллеги правы. Утрачено само понимание Экономики судоремонта. Утрачено из-за неполучения знаний в этой области в свое время теми, кто сегодня находится на должностях принимающие решения и утверждающие нормативные акты для предприятий, осуществляющие деятельность по ремонту судов и кораблей. Давайте напомним себе особенности работы судоремонтных заводов. Об этом указано в Инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях министерства морского флота, утвержденной Заместителем министра морского флота А. Колесниченко 8 сентября 1971 года. “2. Основными особенностями работы судоремонтных заводов, имеющих непосредственное влияние на планирование, учет и калькулирование себестоимости продукции, являются: - индивидуальный характер производства с неравнозначным и различным по длительности технологическим циклом; - большая разнотипность ремонтируемой и изготавливаемой техники; - отсутствие натуральных единиц для сопоставления физических объемов судоремонтных работ, а следовательно, и сравнимости товарной продукции; - широкая номенклатура объектов и работ (заказов); - несовпадение в планируемом периоде структуры, отпускной стоимости и темпов роста объема валовой и товарной продукции, образующейся в результате длительности технологического цикла на объектах большого ремонта, судостроения и некоторых объектах машиностроения и включения этих объектов в товарную продукцию только при их 100%-ной готовности” Каждому свое место В советское время на судоремонтных заводах каждый работник заводоуправления четко знал и выполнял свои должностные обязанности по действующим инструкциям, не вдаваясь в подробности и не имея представления, для чего и с какой целью используются те данные, которые формируются в его ежемесячных, квартальных и годовых отчетах. Это сотрудники всевозможных цеховых бюро, отделов заводоуправления, отделов пароходств и департаментов министерств. И совсем не обязательно было им знать, чем занимаются и как «выкручиваются» их коллеги. Хотя на каждом предприятии регулярно проводилась техучеба, на которой разбирались и экономические задачи и вопросы. Несвоевременная сдача отчетов или их не верные данные, на всех уровнях, влекли за собой жесткие наказания виновных. Причин тому много, но основные из них можно разглядеть в общих положениях инструкций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции; методических рекомендациях по формированию техпромфинплана судоремонтного предприятия и общих указаний по применению оптовых цен на ремонт комплектов и узлов судна. От куда мне это стало известно При резком увеличении, обработке объемов информации, расчетных данных и необходимости срочного принятия решения по управленческим задачам в начале 90-х годов администрацией судоремонтного завода было принято решение о разработке автоматизированной системы обработки информации. Для этого пришлось собирать информацию по задачам всех отделов и отслеживать ее движение (эволюцию) от истоков (первички) до результатов отчетов, в расчетах которых эти данные применялись. Только главный экономист завода смог внятно разъяснить то, что я не обнаружил прописанным ни в одном из руководящих документах. Плановые показатели, на которых формируется договорная (контрактная) стоимость судоремонтных работ, расчитываются на основании фактических данных за предыдущий период, предшествующий планируемому. Но никак нельзя договорную стоимость менять в конце ремонта под фактическую для конкретного судна. В этом случае завод превратиться в мастерскую, не сможет быть готовым к серьезному ремонту ответственных узлов и механизмов, и флот останется без возможности восстанавливать свои технические характеристики. Многое зависит от организации подготовки, планирования и непосредственно самого производства, но самым важным остается расчет договорной стоимости и срока ремонта, и подписание Акта выполненных работ для взаиморасчетов. Другими словами, фактические данные необходимы для расчетов ценообразующих показателей и нормативов для планирования производства, т.е. для формирования плановых показателей, а плановые показатели и нормативы необходимы для расчета договорной (контрактной) стоимости и срока ремонта. Все очень просто. Но для этого необходимо понимание, почему же над этим трудилось так много специалистов в заводах, в пароходствах, министерствах и очень важно – в институтах. Затраты государства понесены колоссальные. Сегодня мы имеем возможность пользоваться плодами этого труда. Самим подобную работу провести уже не получится. Просмотрев некоторые материалы лекций ВУЗов, выложенные и Интернете на данную тему, стало понятным отсутствие системности и использование устаревшей информации, не имеющей связи с реальным положением дел в управлении, планировании и организации производства. Это не голословные выводы. Сейчас, из-за того, что стало возможным собирать информацию о фактических затратах на выполненные работы контролирующими органами (для средств федерального бюджета) при сравнении с плановыми показателями Заказчик имеет право на запрос и ознакомление с расчетом самих этих плановых нормативов и показателей. Как правило, не всё предприятие может показать и доказать, ввиду применения либо старых данных (советского периода), либо новых при применении «сомнительных» по мнению Заказчика методик самостоятельных расчетов. Если внимательно вчитываться в те материалы, что остались в наличии, сопоставлять их между собой и сравнивать с требованиями современных стандартов, положений и законов, то можно найти как положительные соответствия, так и противоречия, препятствующие выживанию судоремонта как самостоятельного элемента машиностроительной отрасли. Конечно, нужно иметь базовые нормативы, конечно, нужно иметь типовую методику расчета плановых ценообразующих показателей, понятную методику, понятные показатели для чего и зачем. Главное, чтобы понимали все стороны контракта Заказчик, плательщик, судовладелец, надзорный орган и сам Исполнитель. Как уже ранее было сказано, для понимания нужны знание и опыт (навыки) работы в данной области. Знания приходят от прочтения и прослушивания множества материалов. Для управленцев материал, изложенный более чем на двух страницах, это уже «много». Так от куда же возьмутся знания и, в свою очередь, понимание? В следующих материалах попробуем начать последовательно с простого. Например, как определялся срок ремонта судна и для чего он нам нужен. Затем посмотрим на трудоемкость работ укрупненных комплектов для расчета смет, а вместе с этим и состав работ в этой трудоемкости. А вот формирование затрат на обеспечение ремонта судна, техоснастку, за удаленность объектов ремонта от цехов, климатические условия, обеспечение техники безопасности при проведении работ заслуживает отдельного, длительного изучения. Почему то Заказчик не хочет оплачивать эти работы. Вы не знаете почему? Глазырин Ю.А ships-rv@mail.ru _________________________________________
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I главная I рабочая I ссылки I контакт I архив I | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||